Лайк (англ. like – «мне нравится») – это не просто кнопка социальных сетей, блогов и форумов, а специальное программное обеспечение. Оно присутствует не только в социальных сетях, но и на веб-сайтах, которым нужна социализация. Технология была разработана голландским программистом Ван дер Меером в 1998 г., причем, что примечательно, для созданной им сами социальной сети Surfbook. Интересно, что в некоторых сервисах кнопка называется Surf.
В Facebook такая кнопка появилась в 2010 г., причем это вызвало скандал и судебное разбирательство со стороны голландцев. Однако Facebook смог отстоять свои права. Появление кнопки «Лайк» или ее аналогов («Мне нравится», «+» и т.д.) породило дискуссию в Интернете о необходимости антипода – кнопки «Не нравится». Далеко не все сообщения в блогах, соцсетях или на сайтах вызывали у пользователей положительные эмоции, но требовали как-то отметить материал. В результате, появились кнопки-аналоги «Не нравится» («-», «↓» и т.п.). Лайк или его антипод используется пользователями для того, чтобы выразить свое отношение к любому типу контента (текст, фото, видео).
Популярность кнопки породило, как и в случае с Google, появление новообразования в русском языке: лайкать, то есть выразить положительную оценку публикуемому контенту. Более того, в сообщениях на тему социальных сетей можно встретить фразу вроде «это набрало … лайков». Но возможности «Лайк» не ограничиваются выражением отношения пользователей. Часто с ее помощью можно поделиться понравившимся контентом с другими пользователями (друзьями), что очень выгодно для популяризации не только собственно контента, но и различных веб-сайтов.
Нечто подобно реализовано в социальной сети «ВКонтакте», где пользователь может не просто нажать кнопку «Мне нравится», но и во всплывающем окне отметить контент, чтобы поделиться им с другими пользователями. Кроме того, можно занести понравившийся материал в закладки.
Аналогичная технология в сети «Одноклассники» реализована с помощью кнопки «Класс», а также возможностью ставить оценки (к фотографиям).