Спам (англ. spam сокращ. Spiced hAM – «острая ветчина» - товарный знак компании Hormel Foods) – в современном понимании бесполезный и даже вредоносный контент, распространяемый во Всемирной паутине или в мобильных сетях.
К спаму сегодня относят не только рассылку бесполезного контента по электронной почте, но и с помощью СМС-сообщений. Хотя чаще всего в спаме попадается коммерческая реклама, однако нередкими являются случаи рассылки мошеннических схем и обмана пользователей. По современным оценкам доля бесполезного контента в мировом трафике составляет от 60 до 80 %.
Существует также список стран, откуда преимущественно исходит подобный контент.
Например, по данным на 2013 г. первое место по количеству рассылаемого спама занимал Китай, хотя его доля стала снижаться (до 23%), на втором месте оказались США (16,8%), на третьем – Южная Корея (12,6%). Россия в этом рейтинге переместилась с седьмого на девятое место. Современные пользователи, особенно из незападных стран, привыкли к термину «спам» и часто даже не подозревают, откуда он пришел в сферу высоких технологий. Торговая марка мясных консервов не имеет никакого отношения к Интернету и рекламе. Однако в США и в Западной Европе этот продукт хорошо известен.
В свое время компания Hormel Foods выпустила огромное количество консервов «SPAM». Пик их производств пришелся на Вторую мировую войну. Затем нужда в продукте пропала, но громадные запасы девать было некуда. И компания-производитель начала рекламную кампанию, целью которой было сбыть избытки продукции. Реклама была настолько назойливой, что в английском языке появились остроты на эту тему, а телевидение и радио использовало рекламу «SPAM» в различных сатирических передачах.
Любопытно, что прием назойливой рекламы типа SPAM стали использовать различные мошенники, но уже в молодом Интернете. Одна из таких рекламных «кампаний» финансовой пирамиды удостоилась сравнения с рекламой мясных консервов. Сравнение легко прижилось и вошло в лексикон пользователей Всемирной паутины.