Хештеги (от англ. hashtag – дословно «тег, или метка, с символом решетки») – инструмент, применяемый в социальных сетях, микроблогах и на некоторых других ресурсах, которые обычно содержат слово или фразу, слева от которых имеется символ решетки - #.
Хештеги используются в таких сервисах, как Twitter, Facebook, Instagram, Google+. С их помощью пользователи могут группировать сообщения, чтобы легко ориентироваться в них. «Отцом» хештега называют Криса Мессина – одного из сотрудников Google.
Хештеги не являются новым изобретением эпохи Веб 2.0. Современные социальные сети и блоги позаимствовали этот инструмент у своих предшественников. Впервые его стали использовать в сетях IRC (Internet Relay Chat – «Ретранслируемый Интернет-чат») – протокола для обмена сообщениями в реальном времени. Здесь хештеги выполняли функции маркировки для тем и/или групп. То есть, суть идеи была почти та же: маркировать отдельные сообщения, которые можно было объединить в одну группу (тему или канал). В IRC также использовался другой символ – амперсанд, которым маркировались сообщения локальных серверов.
На современном этапе моду на хештеги ввел Twitter. Было предложено использовать хештеги для маркировки тем, которые вызывали большой интерес со стороны пользователей микроблога. Крис Мессина запустил новый тренд, составив сообщение в Твиттере «How do you feel about # (pound) for groups. Is in barcamp [msg]?» («Что вы думаете о том, чтобы использовать решетку для групп?»). Сообщение было датировано 23 августа 2007 года. Тогда же хештег, образно выражаясь, родился заново. Более того, роль и значение # сравнялось с амперсандом (@). То есть, Твиттер полностью воспринял символику IRC, но переделал ее под собственные нужды.
Если сначала хештег был формой индексирования, то в новой оболочке он стал выполнять функции объявления, демонстрации настроения и др. Популярность хештегов сразу же возрастала во время определенных важных событий. И сегодня эта тенденция сохранилась, по крайней мере в Твиттере.