CMS (сокр. англ. Content management system – «Система управления содержимым», или чаще «Система управления сайтом») – специальное программное обеспечение для управления контентом и структурой сайта (на жаргоне - «движок»). CMS позволяет создавать, редактировать и публиковать контент (текстовый, графический, мультимедийный и др.). Строго говоря, существуют две категории систем управления содержимым. Одна группа программных продуктов рассчитана на предприятия и крупные компании, отсюда их название «Системы управления содержимым масштаба предприятия (ECMS - Enterprise Content Management System). Эти системы имеют строгую специализацию (документооборот, управление персоналом, управление продажами и т.д.).
Обычные пользователи и веб-разработчики чаще сталкиваются с программными продуктами из второй категории: системами управлении веб-содержимым (системы управления интернет-магазинами, блогами и др.). Последние делятся на два класса CMS: платные и бесплатные. Платные (или коммерческие) системы управления специально создаются веб-разработчиками для получения прибыли от продажи лицензионного продукта и/или технической поддержки.
По данным на 2014 г., в России наиболее популярными коммерческими CMS были:
Бесплатные (open-source) CMS предназначены для тех, кто предпочитает программные продукты с бесплатной лицензией и открытым исходным кодом. Такие программы можно модифицировать по своему усмотрению.
Среди свободных ПО наиболее популярными в России в 2014 г. были:
Помимо коммерческих и бесплатных CMS некоторые веб-студии разрабатывают собственные (индивидуальные или студийные) системы управления. Некоторые делают это исключительно для собственных нужд, а другие превращают созданное ПО в коммерческий продукт.
Сегодня в «десятку» самых популярных CMS в России (по данным 2014 г.) входят следующие программные продукты:
Данный рейтинг показывает общий тренд. Существуют рейтинги CMS, составленные по другим критериям, например, по отраслевому. На различные рейтинги также иногда влияют мнения веб-разработчиков и SEO-специалистов об эффективности той или иной CMS с точки зрения оптимизации и продвижения сайтов.