ROS (Return on Sales) — рентабельность продаж (выручки). Этот показатель отражает соотношение чистой прибыли компании к ее выручке, а конечный результат выражается в процентах.
Формула для расчета показателя ROS такая:
ROS = Чистая Прибыль/Выручка * 100%
Все данные, необходимые для расчета данного показателя, берутся из отчета о прибылях и убытках. Коэффициент рентабельности продаж отражает доход компании на каждый заработанный рубль и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж.
Но значение ROS зависит от специфики и особенности работы организации, например, от отрасли. Если у предприятия с длительным циклом производства показатель может быть выше, то при одной и той же финансовой эффективности для организаций с быстрой оборачиваемостью он может быть ниже. Это значит, что для компаний на одном рынке сравнение их показателей ROS может свидетельствовать о том, какое из предприятий делает акцент на наценке, а какое — на обороте.
ROS — это важный показатель экономической активности компании, который показывает доходность, прибыльность, уровень отдачи от использования основных средств. Поэтому необходимо отслеживать его и анализировать его значение.
Если анализировать изменения коэффициента ROS, то можно сделать вывод об эффективности управления бизнесом: рост сигнализирует о правильном управлении компанией, а снижение — о том, что в деятельности существуют некоторые проблемы.
Для начала следует разобраться с причинами изменений показателя. В случаях, когда стоимость реализуемых товаров повышается, а также в периоды разработки новых технологий и выхода на новые рынки допустимо низкое значение. Но если существует связь с падением спроса, это можно считать фактором риска. На изменение ROS в обе стороны может повлиять рост абсолютного показателя прибыли, снижение объема реализации и так далее. Например, не слишком продолжительное повышение прибыли, а вместе с этим и рост ROS, можно связать с уменьшением издержек, резким падением амортизационных отчислений, оптимизацией налогообложения.
Следует учитывать, что коэффициент прибыльности не дает ответа на вопрос, насколько выгодны вложения в предприятие. Для этих целей следует рассчитать рентабельность активов и капитала (собственного или инвестированного).
См. также:
AOV (average order value)
AIDA
ROAS (return on advertising spent)
Конверсионная воронка
Концепция 4P
ROMI (return on marketing investment)